Дом на колесах: плюсы и минусы, строительство своими руками
Дом на колесах: плюсы и минусы, строительство своими руками
Дом на колесах — это вид транспортного средства, которое одновременно служит жильем. Оно получило и набирает популярность с конца прошлого века.
На всей территории нашей необъятной планеты встречаются машины с жилыми прицепами или даже полноценные передвижные дома. Но в нашей стране это даже по сей день достаточно большая редкость и роскошь. Его используют для путешествий, для дальних поездок, в том числе и за границу — не заморачиваясь с приобретением билетов на самолеты и поезда, поиском и бронированием отелей и гостиниц, а также с целью быть максимально независимым от всего. Для кого-то это временное жилье на период постройки жилищного помещения или использование в качестве автодачи.
Существует несколько видов автодомов по отличительным конструкционным особенностям и сферам эксплуатации:
Прицепной, трейлер.
Фургонный.
Интегрированный в транспортное средство.
В последующем они делятся по предназначению:
для длительного или постоянного проживания;
для кратковременного использования и путешествий.
Согласно официальной общепризнанной классификации делятся на:
A класс
B класс
C класс
Различаются они все как по техническим характеристикам, габаритам, возможностям, так и по ценовой категории и требованиям к обслуживанию и эксплуатации.
Класс, А по габаритным размерам схож со средним автобусом, является самым комфортабельным, функциональным и дорогим. Как правило, изготовлен на базе грузовика, как раскладной дом на колесах, и требует наличия водительского удостоверения категории С. Отличительной чертой является наличие очень большого лобового стекла, как, например, у туристического автобуса, изменяемым жилым объемом посредством передвижных перегородок и выдвижных зон, наличием индивидуальных спальных мест. Также такой тип является максимально мобильным, имеет большой запас воды, генератор и газ и может эксплуатироваться как зимний вариант.
Класс В — главное отличие — расположение спального места в конце жилого отсека по ходу движения. Является самым популярным видом дачи на колесах на территории Америки.
С-Класс- категория, объединяющая все малогабаритные дома, приоритетно это малый прицеп со складной передвижной палаткой, используется в паре с легковым автомобилем.
Из чего состоит дом на колесах
Самая главная часть любого «домика» — это наличие всех систем жизнеобеспечения, таких, как водо- и газоснабжение, электричество, газ и система водоотведения. Вне зависимости от классификации и габаритов автодома имеется спальное место, а далее от объемов и возможностей уже определяется как их количество, так и место расположения.
Например, над водителем может располагаться полноценное двуспальное место, для входа туда устанавливается раскладная лестница, находиться там можно только в лежачем положении, т. к. высота там не более 80 см и снижается по ходу движения. В жилом отсеке может находиться до 4-х мест для сна, например, в задней части поперек направления движения автомобиля может быть как по два в ряд, так и по односпальному месту друг над другом. Также стол и скамейки могут трансформироваться в полноценное двуспальное место, но в некоторых случаях это может ограничить передвижение по салону.
Для всесезонного использования устраивают систему отопления, для этого устанавливаются газовые баллоны, также газ используют на кухне — для приготовления пищи и подогрева воды, что гораздо выгоднее и рациональнее электричества. Наличие зоны приготовления пищи подразумевает под собой также установку вытяжки и системы вентиляции, особенно при использовании газа. Вода хранится в емкостях, где установлен насос для ее подачи в кухню и уборную.
Для отведения использованной воды установлен специальный резервуар, который может устанавливаться как изнутри, так и снаружи при стоянке. Индивидуально устанавливается душевое отделение, а также туалет, но по специфическим требованиям полноценный туалет оборудовать не получится, поэтому используется биотуалет. Что касается мебели, то главным атрибутом при ее изготовлении является компактность и практичность с целью оптимизации и экономии жилого объема, по этой причине можно наблюдать такие решения, как откидывающиеся спальные места, выдвигающиеся столы и тому подобные.
Для обеспечения безопасности при движении все подвижные и нестатичные элементы фиксируются. Для обеспечения электричеством устанавливается аккумуляторная батарея, разъем внешней сети 220 Вольт, которая используется для подключения на кемпинге либо поблизости от розетки. При отсутствии такой возможности устанавливается бензиновый генератор различной мощности, который вырабатывает электричество при потреблении бензина, его устанавливают в специальный шумоизолированный отсек для подавления повышенной вибрации и звука работы генератора. Срок его работы ограничен только запасом бензина.
Плюсы и минусы
В этом мире у всего имеются как положительные стороны, так и недостатки. Чтобы не разочароваться в своем приобретении, нужно совершить осознанный выбор. Желающих приобрести дом на колесах можно разделить на несколько категорий:
Первая — любители отдыха на природе, для которых обычная палатка создает большой дискомфорт, и с целью провести свой отдых в более комфортабельных условиях они выбирают автодом.
Вторые — любители путешествовать, которые преодолевают расстояния, не задерживаются на одном месте и, чтобы исключить проблемы с переездами, бронированием отелей, гостиниц, выбрали автодом.
Третья — это категория лиц, которая выбрала автодом как свое единственное и постоянное жилье на определенной площадке либо установленном кемпинге. Более просто подойти к выбору автодома получится лишь у дачников, остальным придется обратить внимание на много деталей.
Описание достоинств
Рассмотрим детальнее достоинства и недостатки, начнем с плюсов:
Используя дом на колесах, вы не платите за гостиницы, отели, кратковременное арендованное жилье, не имеете зависимости от определенного места, времени и даты, самостоятельно определяете маршруты движения, места остановок, отдыха и посещения различных мест.
Самостоятельно делаете выбор желаемого багажа, попутчиков, домашних животных, какого-либо другого вида транспорта, например, велосипеда, — всего, что поместится.
Имеются модели, которые позволяют двигаться не только по асфальтированным дорогам, но также по пересеченной местности и бездорожью.
В общем, главным преимуществом является то, что вы являетесь сами себе хозяином, и именно наибольшая степень независимости и свободы, комфорта и условий быта создает такую привлекательность.
Недостатки автодома
Теперь о недостатках, их мы осветим более подробно, чтобы оказалось меньше неприятных сюрпризов.
Если говорить про Россию и ближнее зарубежье, то специализированные стоянки для кемпингов и пунктов пополнения ресурсов — очень большая редкость, на некоторых обычных стоянках и автозаправочных станциях есть такая возможность, но очень редко и за отдельную плату.
Также стоит обратить внимание на качество наших дорог, которое очень критично влияет на передвижной автодом.
Если передвижение планируется на территории Европы, то с целью упрощения и планирования маршрута движения нужно подготовить перечень стоянок для кемпинга, на которых будет возможность расположиться и заправить системы жизнеобеспечения.
Большинство полноценных используемых кемпингов находится вблизи маленьких дорог, где нет большого движения, и вблизи малых населенных пунктов, поэтому иногда придется отклоняться от маршрута и съезжать со скоростной трасы.
Обслуживание на таких кемпингах платное — цены в рамках 10−30 евро за сутки, правда, это, стоит отметить, гораздо дешевле отели или гостиницы.
Если у вас большой дом-трансформер на базе микроавтобуса, это создаст небольшой дискомфорт по передвижению в плотно населенных городах с узкой проезжей частью.
Для больших прицепов и автодомов на базе грузовика или автобуса потребуется специальная категория в водительском удостоверении.
Хранение такого передвижного прицепа или автодома в тот момент, когда он не используется, — очень затратная и проблематичная задача: не во все паркинги его можно поместить, и цена соизмерима с габаритами автодома.
Как построить автодом самостоятельно
Для превращения транспортного средства в дом на колесах нужно очень много времени, сил и денег, а также требуется соответствующее оборудование и помещение.
Для начала стоит определиться, для решения каких задач будет изготавливаться автодом, а также выбрать особенности конструкции: полноценное автотранспортное средство, прицеп, или с возможностью трансформации и увеличения площади жилого объема. Нужно выбрать автомобиль, изучить законодательство, составить список систем жизнеобеспечения, примерную схему планировки, материалы, посчитать приблизительную стоимость изготовления. Если вас все устраивает на начальном этапе, то далее придется прибегнуть к помощи компьютера, составить чертежи и схемы, по которым будут производиться работы, сделать более точные сметы.
Возьмем для примера автомобиль с простым крытым кузовом, который называется кунгом.
Работы нужно начинать с очистки кузова от старых покрытий, каких-либо конструкций, устранения общих недостатков, таких, как вмятины, ржавчина, гниль. Очищенный кузов покрывается грунтом, краской и специальными защитными покрытиями в нужных местах для защиты от коррозии и влияния окружающей среды. В наружных и жилых отсеках устанавливают емкости для хранения воды, газа, водосборник отработанной воды, генератор и автономный отопитель.
Монтаж начинается внутри с оконных проемов, рам и вентиляционных отверстий. В дальнейшем производится утепление поверхностей кузова, стоит обратить внимание на характеристики утеплителя, который может эксплуатироваться в таких условиях. После этого производится скрытый монтаж линий электро-, водоснабжения и отопления, установка креплений для ящиков, мебели и остального оборудования. После этого производится чистовая отделка, которая начинается обязательно с потолка, и только потом переходит на стены и пол.
Устанавливается корпусная мебель и спальное место, далее начинают оборудование зоны для приготовления пищи, обычно с умывальника — параллельно монтируют линии для подачи воды и устанавливают оборудование для нагрева воды, ставят умывальник и душ в установленном месте. И только после этого производится подключение газовой или электрической плиты, в первом случае применяют дополнительные требования по безопасности, а именно специальные отверстия для отвода отработанного газа.
При установке электрической плиты уделяют внимание дополнительному объему аккумуляторных батарей и генератору. При установке системы отопления главным параметром является сезонность эксплуатации автодома и климатические условияпроизводится установка электрической тепловой завесы над входом, и обогревателя, работающего на газу, это позволяет обеспечить комфортабельные условия проживания даже в зимний период времени.
Предпоследним этапом является установка систем и пунктов управления автодома, установка бытовой электротехники и дополнительных элементов для их работы.
Заключительный этап — проверка системы газоснабжения у специалистов, а также проверка и заправка всех систем дома на колесах.
Отзывы и комментарии